ЗДОРОВЬЕ

Красная зона: резерв не бесконечен

Когда в апреле прошлого года на базе Борской ЦРБ открывался ковидный госпиталь, казалось, что 250 мест будет вполне достаточно. Сейчас здесь развернуто 416 коек. Там, где в мирное время лечили самые разные недуги, теперь один диагноз на всех. Каждый свободный квадратный метр, включая ординаторские, отдан под палаты – количество больных «ковидной» пневмонией постоянно растет. Число госпитализированных в отдельные дни доходит до 415 человек. Резервы медицины не бесконечны. Четвертая волна COVID 19 оказалась злее всех предыдущих.

«Пожалуйста, вакцинируйтесь
– Я прошу вас, повернитесь на живот.
– Но это так сложно, я очень устала!
– Понимаю, но это нужно для вашего блага, так вы быстрее поправитесь.
Пациенты устают и иногда капризничают. Медики, проявляя ангельское терпение, раз за разом объясняют: да, лежать на животе, удерживая у лица кислородную маску при низкой сатурации, неудобно. Но по-другому нельзя – при коронавирусной пневмонии жидкость скапливается в нижних отделах легких. В прон-позиции (лежа на животе) улучшается вентиляция нижнезадних отделов легких, которые в положениях лежа или сидя находятся в состоянии гиповентиляции. Таким образом, в прон-позиции повышается насыщение крови кислородом. В первую и вторую волну пандемии в госпиталь попадали в основном возрастные пациенты и люди с серьезными хроническими заболеваниями. С приходом более агрессивного и заразного штамма «дельта» картина поменялась.
– Количество молодых пациентов сейчас увеличилось, – рассказала заведующая инфекционным госпиталем Борской ЦРБ Ольга Смирнова. – Причем нередко молодые пациенты болеют настолько тяжело, что попадают в реанимацию. Это очень тяжело видеть! Тяжело приходить в реанимацию, смотреть в глаза пациентов и наблюдать, что динамика не такая, на которую мы рассчитывали, что болезнь контролируется лечением не так эффективно, как мы бы того хотели. И очень сложно терять пациентов. К этому невозможно привыкнуть.
Число привитых от COVID 19 пациентов в госпитале крайне мало. Даже если привитый человек заболевает, он переносит инфекцию несравнимо легче и благополучно выздоравливает дома. Подавляющее большинство тяжелых больных, попавших в госпиталь, – те, кто не вакцинировался по собственной беспечности. Но есть и пациенты с медотводом – их должен защищать коллективный иммунитет. Тот самый, который из-за антипрививочников до сих пор не сформирован.
– Я очень хотела вакцинироваться! – рассказывает пациентка госпиталя Нурия Белякова. – Но у меня был медицинский отвод из-за перенесенной тяжелой срочной полостной операции. Я не смогла себя защитить, у меня не было такой возможности. Тем, у кого такая возможность есть, я хочу сказать: пожалуйста, вакцинируйтесь! Берегите себя и своих родных!
В реанимации антипрививочников нет
Антипрививочные настроения пациентов, как правило, остаются за порогом приемного покоя. Даже те, кто был убежденным противником вакцинации, раскаиваются и ругают себя за то, что до болезни доверяли слухам и сплетням о вакцине вместо того, чтобы прислушаться к врачам и ученым. Особенно сильно раскаиваются те, кто из-за тяжелейшего течения болезни попадают в реанимацию с поражением легких более 50%.
Ритмичное попискивание мониторов, тихий шорох ИВЛ. В реанимации всегда находится кто-то из медиков. Сложные на неискушенный журналистский взгляд процедуры, постоянная медикаментозная поддержка пациентов – за многочасовую смену врачи и медсестры не успевают присесть. Еще летом, когда наша съемочная группа побывала в ковидном госпитале, число коек в реанимации равнялось пятнадцати. Сейчас пациенты занимают 18 реанимационных коек, плюс 8 коек интенсивной терапии.
За тех, кто не может дышать самостоятельно, это делает аппарат ИВЛ. У некоторых пациентов поражение легких настолько велико, что даже «на трубе» сатурация не поднимается выше 90 при норме 95–99. Из-за гипоксии (нехватки кислорода) страдает головной мозг. Даже если человек справится с инфекцией, последствия болезни могут быть самыми непредсказуемыми и не всегда обратимыми. Четвертой волны могло бы не быть вовсе, если бы в летние месяцы наши соотечественники спокойно и без очередей вакцинировались и, конечно, продолжили бы соблюдать масочный режим.
– Меня удивляет поведение людей, – рассказала Ольга Смирнова. – Пандемия длится уже полтора года. За это время, наверное, она так или иначе (через знакомых, друзей, родственников) коснулась каждую семью. Причем коснулась так, что есть или тяжело болевшие, или умершие. И все равно я прихожу в общественные места – те же магазины – и вижу, что маски или не носят вообще, или носят их неправильно. Разве что коллегу-врача встретишь, и тот будет в маске. Остальные надевают маску под нос или вообще под подбородок. Причем ситуация доходит до абсурда: кассир на кассе делает замечание покупателю без маски, а сам сидит в маске, надетой под носом, и считает, что он прав.
Остановить пандемию и вернуться к доковидной жизни можно только одним способом – вакцинироваться каждому совершеннолетнему человеку. Это подтверждает опыт других стран, где привито 80% населения. Четвертая волна накрыла непривитые страны, но не весь мир. И пока Великобритания открывает границы, Германия распахивает двери кафе и ресторанов, Италия приветствует учеников после дистанта, а Израиль снимает маски, Россия ставит все новые рекорды по заболеваемости и смертности. Четвертая волна убедительно доказала: только от нас зависит окончание пандемии. И вакцинация – это личная ответственность каждого и перед собой, и перед обществом.
Наталья Романова,
фото автора

Лента новостей