О ЛЮДЯХ

Мы – Руссу

Когда-то мне очень хотелось побывать в этом благодатном крае – ​пройтись по плантациям, где «смуглянка-молдаванка собирает виноград», и попробовать сочный плод прямо с куста. Именно здесь родились и творили композитор Евгений Дога и режиссер Эмиль Лотяну, а певиц-красавиц Марию Кодряну и Надежду Чепрагу знал и любил весь Советский Союз. Это то, что мне вспомнилось о Молдавии, которую в то время негласно называли «советской Италией».

С тех пор много воды утекло, уже давно нет нашей многонациональной страны – Советского Союза, а вот семейный союз Ивана Федоровича и Татьяны Исаковны Руссу жив до сих пор. Он – ​молдаванин, она – ​русская, но их судьбы когда-то сплелись, как крепкие лозы виноградника, и дали свои щедрые плоды.
О чем поведала кисть винограда …
Вот он, их большой дом в поселке Малое Пикино! Высокие деревянные ступеньки ведут меня к входной двери, ну а вместо виноградных лоз, которые навесом спускаются над молдавскими избами, здесь узоры кованого литья, мастерски выполненные самим хозяином.
Вхожу. ​В просторной гостиной – мягкий диван, рядом – высокий фикус, стол, через большие окна врывается солнечный свет, освещая вазу, в которой красуются яблоки, апельсины и, конечно, виноград. Я тщетно попыталась отыскать в интерьере молдавский колорит, но не нашла. Вот и хозяин в своем кресле – ​с виду крупный пожилой мужчина – поприветствовал меня густым голосом на чистом русском языке. Ну, чего я еще ожидала? Ведь он же – ​Руссу!
Вот ведь интересная молдавская фамилия! И мне захотелось узнать о ее происхождении. Версий много. На просторах интернета я нашла такую. Давным-давно, когда Русь расширялась, присоединяя к себе все новые и новые земли, на присоединенных территориях устанавливали крепости для обороны новых границ государства. В крепостях жили русские воины. На территории, где теперь находится Молдова, их называли руссу, т.е. русские. Параллельно шла ассимиляция русских воинов с местным населением. Затем из прозвищ сформировались фамилии. Таким образом русские воины получили фамилию Руссу. Так это или нет, доподлинно никто не знает, а мой герой – ​коренной молдаванин, который приехал на Бор в далеком 1975 году.
Семья Руссу – большая! Если собрать всю родню, то за этим столом они точно не поместятся! Но на этот раз здесь оказались супруга Ивана Федоровича, их дочь Елена и внучка Дарья…
– В Молдавии я жил до 18 лет. Потом женился. Переехал на Бор, так здесь и остался, – ​говорит хозяин, поглядывая на освещенную весенним солнцем виноградную гроздь. Чувствовалось, что мысли Ивана Федоровича теперь там, в его родном селе София Дрокиевского района Молдавской ССР. Вот что ему вспомнилось:
– Мои родители работали на винограднике в колхозе им. Котовского. Колхоз был большой. И село большое – ​до четырех тысяч жителей. Нас в семье было пятеро детей – ​четыре мальчика и одна девочка. Имена у нас были все русские: ​Витя, Ваня, Володя, Сергей и Мария. Да и родителей звали Федор Герасимович и Анна Федоровна. ​Мы все время родителям помогали. Весной отец с матерью чистили виноград – ​ветки секатором обрезали, а мы эти ветки собирали в кучу. Сначала было в охотку, а потом видим: наши сверстники гуляют, а мы работаем. Нам ведь тоже гулять хотелось. К тому же у нас было и свое большое хозяйство: ​кроликов штук триста, коровы, куры, гуси, утки – ​и всех надо было кормить. И только потом уже мы шли гулять.
А ведь еще надо было и в школе учиться! Любимым предметом у Ивана была физкультура. Со спортом он дружил: ​на большом сельском стадионе ​играл в футбол, волейбол, но мечтал, что, когда вырастет, будет работать шофером. Окончил восемь классов и пошел грузчиком в колхоз – ​грузил кукурузу, свеклу.
Интернациональный брак
– Меня вызвали в военкомат и отправили в город Бельцы, в школу ДОСААФ, учиться на шофера, – ​рассказывает Иван Федорович. – ​А потом была армия. Служил в Азербайджане водителем в звании ефрейтора. До армии я русского не знал, у нас в селе все говорили по-молдавски. Русский в школе был, как сейчас, иностранный, поэтому в армии я год по-русски не разговаривал, все боялся: скажу что-нибудь не так – сослуживцы смеяться будут. Язык я постепенно освоил, с годами.
После армии Иван Руссу вернулся в родное село, пошел устраиваться шофером в колхоз. Там ему сказали: «Хочешь новую машину? Вот тебе детали: ​новые рама, кабина, мотор, колеса. ​Соберешь и будешь ездить!» Собрал Иван машину, первый рейс сделал в Кишинев за рубероидом, вернулся и пошел на стадион, где в футбол играли…
– Собрались там соседи, друзья и говорят, что купили билеты и едут в Горький на заработки. Один земляк отказался ехать, предложили поехать мне! Я и согласился. Приехали на Бор, устроились на работу в леспромхоз. Жили в доме у бабушки моей нынешней супруги Татьяны, – ​рассказывает Иван Федорович.
Отец Татьяны погиб, когда ей было полгода. Ее воспитывали мама и бабушка. Бабушка была колхозницей, а мама работала в леспромхозе инспектором в отделе сбыта, а потом начальником отдела кадров. Вот и Татьяна после окончания техникума трудилась в леспромхозе экономистом.
Это сегодня у старшего Руссу в волосах седина, а тогда перед Татьяной предстал смуглый молодой красавец со смоляными волосами, такими же усами и бородой. Ну как было в такого парня не влюбиться!
– А Татьяна была маленькая, худенькая, веселенькая, – ​смеясь, вспоминает супруг. – ​На танцы не ходили, работали от темна, до темна. Ведь трудились по договору: чем быстрее свою работу сделаем, тем скорее домой вернемся. А вернулся я в Молдавию уже с молодой женой…
Сегодня, на восьмом десятке лет, Иван Федорович вспоминает, как многому тогда удивлялся, попав на Бор.
– Здесь кругом леса, а в Молдавии леса нет. У нас там растут плодовые деревья. И меня возмущало: почему в России сажают на улицах березы и тополя? Почему не яблони? Плодовые деревья тут только в огородах растут, – ​говорит Иван Руссу.
Вот и Татьяне Исаковне было чему удивиться, когда она впервые в Молдавию с мужем приехала.
– Это был рай! И погода, и природа! А объемы посадок и домашней живности – больше наших в разы. Еще меня поразил удивительный порядок на полях, да и плодовые деревья были посажены четко по линии. Сразу хозяйское отношение было видно, – ​вспоминает Татьяна Исаковна.
С тех пор каждый год супруги Руссу ездили в Молдавию.
– Я раньше скучал по родному краю: ​там все родные, друзья, знакомые. Конечно, и здесь уже были друзья, но перед отпуском я дни считал, когда поеду на родину, – ​признается Иван Федорович. – ​Приезжал в родное село – переходил на родной язык, приезжал из Молдавии – и начинал со всеми по-молдавски говорить…
Вот и его супруга, приезжая в Молдавию на месяц, уже начинала понимать этот язык. И культура молдавского народа пришлась русской женщине по душе.
– В Молдавии народ трудолюбивый. Встают рано утром, кормят скотину, потом идут работать в колхозы, возвращаются и опять занимаются хозяйством. Семьи у них большие – по пять-шесть детей, в то время, как у нас – один-два ребенка, – ​говорит Татьяна Руссу. – ​У мамы Ивана было 13 внуков, сейчас уже до 35 правнуков.
Грецкий орех на борской земле
В интернациональной семье Руссу двое детей ​(дочь и сын) и пять внуков. Сегодня за столом оказались дочь Елена и старшая внучка Дарья, которые рассказали мне о быте и гостеприимстве молдавского народа.
Каждый вечер во дворе родительского дома Ивана Федоровича накрывали большие столы, за которыми собирались все родственники. Тут же стояла большая печка, и бабушка Аня в ней пекла хлеб, булочки и молдавские пироги – ​плацинды – ​с творогом, черешней или картошкой. В огороде росли арбузы, абрикосы, а грецкие орехи были высокими, как наши русские березы, только крона у них еще шире! Вокруг зеленели бескрайние изумрудные поля, уходившие за горизонт. Даше с братом посчастливилось даже покататься на ослике, который жил тут же, во дворе, а ночью удивляли огромные улитки, вскормленные на жирном плодородном черноземе.
Непривычным для родственников из России было и то, что у молдаван не один, а два дома: ​зимний (гостевой) и летний. Хотя зим в привычном для нас понятии там, по сути, и нет. Зимний дом отапливался, а с наступлением тепла семья перебиралась в летний дом с летней кухней. Дома эти были большие, отштукатуренные. У нас в России ставили либо бревенчатые срубы, либо кирпичные дома, а в Молдавии дома штукатурили и красили, никаких резных наличников на них не было. Там древесины свободной, как у нас, нет, а из плодовых деревьев дом не построишь.
Тридцать лет Иван Федорович проработал в леспромхозе, когда предприятие закрылось, он перешел водителем в автоколонну, а потом 20 лет трудился в Борской ЦРБ на скорой помощи.
Сначала супруги Руссу жили в деревянном доме, принадлежавшем бабушке Татьяны Исаковны. Он стоял на том самом месте, где сегодня возвышается новый дом-красавец. В 2011 году случился пожар, бабушкин дом сгорел. И тот пожар в очередной раз доказал, что молдаване – ​очень дружный народ. Откликнувшись на беду, приехали на Бор из Молдавии братья, племянники. В мае сгорел старый дом, а 20 октября Руссу уже жили в новом, просторном доме.
– Когда Союз распался, мы стали реже в Молдавию ездить, – ​вздыхает Иван Федорович. – В родном селе колхозы развалились, и все братья уехали на заработки, как и другие мужчины. Уезжали в Москву, Ленинград, устраивались разнорабочими на стройках. А сейчас уже едут в Италию, Испанию, Румынию...
Еще и месяца не прошло, как по воле судьбы Иван Руссу вышел на пенсию. Человеку, который всю жизнь привык работать, очень сложно сидеть сложа руки.
– Снега нынче было много – ​я двор вычистил, сейчас в семье «ответственный по курам», летом огородом буду заниматься. У нас растут виноград, черешня и даже грецкий орех, правда, он два года назад замерз, наверное, придется его спилить. Спилю – новый посажу, – ​улыбается неутомимый труженик.
Вот такой он, русский молдаванин по фамилии Руссу. И я ничуть не сомневаюсь, что новый грецкий орех обязательно приживется на борской земле, как и виноградная лоза, что уже дала свои щедрые плоды.

* * *
Молдова вчера и сегодня
Для Молдовы советский период стал самым процветающим в современной истории.
К 1991 г. в республике работало 1896 школ, в 70% из которых обучение велось на молдавском языке, сегодня их количество уменьшилось почти в 2 раза.
● В советской Молдавии действовало 53 научных учреждения, в 1961 году была создана Академия наук Молдавской ССР. К концу 1990-х гг. свыше 70% предприятий, построенных в советское время, перестали существовать.
Молдова – ​агропромышленная страна. В начале 1990-х она вывозила свою сельскохозяйственную продукцию в более чем 80 стран. К началу 2000-х объемы поставок в другие страны сократились более чем вдвое. Многие предприятия скупил бизнес Румынии. Сегодня Молдова – ​самая бедная страна Европы.

* * *
Встреча весны – ​«Мэрцишор»
Каждый год 1 марта празднуется молдавский праздник Мэрцишор – ​встреча Нового года. В этот день люди дарят друг другу мэрцишор – ​миниатюрное красно-белое украшение в виде всевозможных цветов, колокольчиков, сердечек. Рождена эта красивая традиция легендой. В первый день марта вышла на опушку красавица Весна и увидела, что на проталинке в зарослях терновника пробивается подснежник. Она решила ему помочь и начала расчищать землю вокруг. Зима это заметила, рассвирепела и призвала холодный ветер уничтожить первоцвет. Но Весна прикрыла руками росток и укололась терновником. Из раненой руки упала капля горячей крови, и цветок ожил. Так Весна победила Зиму. Цвета мэрцишора символизируют ее красную кровь на белом снегу.
* * *
Вкусная Молдова
Традиционным блюдом молдавской кухни являются плацинды – ​пироги с начинкой из сыра, капусты или картофеля, творога или черешни. Готовят также молдаване манджу – ​овощное рагу и, конечно, мамалыгу – ​кашу из кукурузной муки (любимый гарнир молдаван).
Рецепт плацинд
Для плацинд используют дрожжевое, слоеное или пресное тесто. Приготовьте тесто, дайте ему отдохнуть. Раскатайте пласт теста толщиной 2 мм, смажьте его растительным маслом. После этого выложите начинку. Теперь соберите плацинду: для этого сделайте 6 надрезов по краям, далее каждый кусок теста при сборке натяните на себя, начиная с середины. Далее концы теста натяните и заверните к середине (в итоге получится круглая лепешка). Обжарьте плацинду на среднем огне – ​по 5 минут с каждой стороны.
* * *
Языком цифр
Численность населения Молдовы на начало 2024 года составляла 2 512 800 человек. За предыдущие 10 лет численность населения сократилась на 12%, преимущественно за счет миграции на Запад и в Россию. В данный момент за рубежом проживает 1,1–1,25 млн молдавских граждан. В России живут 354,2 тысячи молдаван
Лариса Толстых, фото автора

Лента новостей